Гребные винты уменьшенного шага для мотора «вихрь» — самодельный винт для подвесного лодочного мотора

Гребные винты уменьшенного шага для мотора «вихрь» — самодельный винт для подвесного лодочного мотора

Гребные винты уменьшенного шага для мотора «Вихрь» — самодельный винт для подвесного лодочного мотора

Идя навстречу пожеланиям читателей, публикуем рабочие чертежи гребных винтов уменьшенного шага для подвесного мотора «Вихрь», подготовленные в ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова. Еще раз напоминаем, что при эксплуатации моторов с этими самодельными гребными винтами совершенно необходим контроль числа оборотов коленчатого вала при помощи тахометра любого вида. Число оборотов не должно превышать номинальное — 5000 об/мин.

Винты можно отлить из алюминиевого сплава, латуни или бронзы, либо сделать сварными, приварив стальные лопасти к предварительно изготовленной на токарном станке стальной ступице. Как это сделать, достаточно подробно говорится в книгах:

— Л. М. Кривоносов «Гребной винт к твоей лодке», изд-во ДОСААФ, 1970 г.;

— Э. Э. Клосс «Моторный катер «Турист», изд-во ДОСААФ, 1960 г.;

— Л. Л. Романенко и Л. С. Щербаков «Моторная лодка», изд-во «Судостроение», 1971 г.;

— И. П. Розанов «Технология изготовления гребных винтов малых размеров», Судпромгиз, 1962 г.

Теоретический чертеж самодельного гребного винта для подвесных моторов «Вихрь» и «Вихрь-М»

Гребные винты уменьшенного шага для мотора «Вихрь» - самодельный винт для подвесного лодочного мотора

увеличить, 607 КБ

Характеристики винта: вращение — правое; диаметр — 240; шаг на r = 0,7D (Hcp) — 240 и 264; число лопастей — 3; дисковое отношение θ=0,51; шаговое отношение на 0,71D (Hcp/D) — 1,0 и 1,1; мощность мотора — 20—25 л. с.; число оборотов винта 2600—3000 об/мин; материал — алюминиевый сплав.

1 — входящая кромка лопасти; 2 — выходящая кромка лопасти; 3 — линия наибольших толщин лопасти; 4 — контур боковой проекции лопасти; 5 — разрез лопасти по линии наибольших толщин; 6 — профиль спрямленного корня лопасти; 7 — ось лопасти.

Испытания комплекта винтов для «Вихря», о результатах которых рассказывалось в статье «Потерянные силы», несколько позднее продолжались на серийной мотолодке «Крым». Программу этих испытаний составили таким образом, чтобы можно было построить зависимость скорости лодки от ее нагрузки и шага винта (на «Вихрь» ставились гребные винты с шагом 240, 264 и 300 мм). Полученные результаты (построенные по ним графики приводятся в данной статье) подтверждают все сделанные ранее выводы. Хочется дополнительно отметить лишь следующее: благодаря проделанной работе с подгонкой винта на этих испытаниях удалось установить своеобразный рекорд: «Крым» выходил на глиссирование при удельной нагрузке вплоть до 35 кг/л. с., в то время как в подавляющем большинстве случаев для прогулочно-туристских мотолодок заводской постройки этот показатель не достигает и 30 кг/л. с.

Зависимость скорости мотолодки «Крым» с мотором «Вихрь» от нагрузки и шагового отношения гребных винтов

Гребные винты уменьшенного шага для мотора «Вихрь» - самодельный винт для подвесного лодочного мотора

1 — винт с шагом 240; 2 — винт с шагом 264; 3 — винт с шагом 300 мм.

Многие читатели восприняли результаты уже первых проведенных ЦНИИ и редакцией испытаний как некую сенсацию; некоторые, как выяснилось, даже подозревают наличие какого-то секрета в форме винтов. Специалисты оценили результаты проще: «так оно и должно быть».

Повторяем: весь секрет заключается в необходимости согласования характеристик лодки, двигателя и винта. Важность этого доказывается приводимым графиком «упор (тяга) винта — сопротивление глиссирующей лодки».

Зависимость сопротивления глиссирующей мотолодки и тяги гребных винтов

Гребные винты уменьшенного шага для мотора «Вихрь» - самодельный винт для подвесного лодочного мотора

R — кривая сопротивления мотолодки; Pс — кривая упора «согласованного» винта;

Рτ — кривая упора «тяжелого» винта; М — максимум сопротивления мотолодки («горб»).

На «тяжелом» винте невозможно получить упор такой величины, который был бы больше максимального значения гидродинамического сопротивления при переходе из режима плавания в режим «глиссирования» — горба сопротивления. Ясно, что лодка с таким тяжелым винтом горба сопротивления не преодолеет и сможет достичь лишь меньшей скорости Vτ, т. е. останется на режиме плавания. «Согласованный» винт позволяет лодке с тем же мотором перевалить за горб сопротивления, после чего она еще продолжает разгоняться и достигает скорости Vc на режиме глиссирования.

Естественно, следует учитывать, что понятия «согласованный» и «тяжелый» винт относительны, так как справедливы лишь для одного определенного сочетания характеристик лодки и двигателя. Винт, «согласованный» для лодки с малой нагрузкой, может оказаться «тяжелым» для той же лодки, но с большей нагрузкой; бывает и наоборот, что «тяжелый» винт при уменьшении нагрузки становится «согласованным».

Результаты, полученные при одинаковых нагрузке (водоизмещении) лодки, мощности двигателя и элементах винта, но на лодках, отличающихся по размерениям и килеватости днища, неизбежно будут различаться. Это необходимо помнить тем любителям, которые собираются изготовить новые винты, чтобы использовать результаты проведенных испытаний в своей практике.

Еще одно замечание. Гребные винты, использованные при испытаниях, представляли собой упрощенные модели, предназначенные лишь для проверки эффективности изменения (уменьшения) шага. Они имели три симметричные лопасти с сегментным профилем, постоянное распределение шага по радиусу и небольшой наклон лопастей к оси винта назад. Такая форма обеспечивала технологичность изготовления единичных экземпляров винтов — с одной стороны, и высокую устойчивость против кавитации — с другой, но к. п. д. их был даже несколько ниже, чем винтов, имеющих авиационный профиль лопастей. Именно поэтому авторы работы не сочли возможным рекомендовать их для изготовления. На основе результатов испытаний Общественным конструкторским бюро ЦНИИ имени А. Н. Крылова были спроектированы новые гребные винты, чертежи которых и приводятся в настоящей статье.

Гребные винты уменьшенного шага для мотора «Вихрь» - самодельный винт для подвесного лодочного мотора

Построение шаговых угольников (размеры b1 и b2 даны на теоретическом чертеже винта).

Таблица величин для построения шаговых угольников

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector